ВКПБ ВКПБ

21.06.2024, 17:57

На рассвете 22 июня 1941 года войска фашистской Германии и её сателлитов вероломно, без объявления войны, вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945 гг.).

Нападение на нашу страну началось по всей западной границе, от севера до юга, каждая пограничная застава приняла свой бой. 

Героическая оборона Брестской крепости началась в первый же час войны. Небольшой гарнизон крепости (около 3,5 тыс. человек), состоящий из небольшой части сил 6-й и 42-й стрелковых дивизий, 33-го инженерного полка, 9-й заставы и 17-го погранотряда, одним из первых принял на себя удар невиданной силы. 

По плану гитлеровцев на полный захват Брестского укрепления отводилось восемь часов. Но ни через день, ни через два, крепость не была взята.

Немногочисленный гарнизон самоотверженной и героической борьбой приковал к себе до половины сил 12-го немецкого армейского корпуса – всю 45-ю и часть 31-й пехотной дивизии (всего 15 тыс. человек) – и нанес им большие потери. Штурмовавшие Брестскую крепость солдаты 45-й пехотной дивизии вермахта представляли особое подразделение. Оно первым триумфально вошло в Париж. Фашистские бойцы из этой дивизии прошли Бельгию, Голландию и воевали в Варшаве. Они считались элитой немецко-фашистской армии.

Враг сумел овладеть мостами через реку Буг и ворваться в Брест, уже в первой половине дня 22 июня окружил крепость, но его попытки прорваться в крепость отбивались огнем и контратаками защитников. Фашисты обрушили на них огонь тяжелой артиллерии и удары с воздуха, применяли газы и огнеметы.

24 июня в цитадели состоялось совещание боевых групп, на котором был создан штаб и единое командование. Оборону отдельных участков возглавили капитан И.Н. Зубачев, полковой комиссар Е.М. Фомин, майор П.М. Гаврилов, лейтенант А.М. Кижеватов, политруки П.П.Кошкарев, С.С. Срыпник, сержант Т.Г. Гребенюк и др. Их имена вписаны золотыми буквами в летопись Великой Отечественной войны.

В эти первые дни обороны Брестской крепости проявилась организующая сила Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), душой обороны были коммунисты и комсомольцы, которые были ярким примером героизма, стойкости и мужества. Мощнейшая сила советского патриотизма подняла защитников крепости, как и весь советский народ, на отпор врагу.

Оборона Брестской крепости продолжалась около месяца: первый период – с 22 по 30 июня, когда ожесточённые, кровопролитные бои шли на всех укреплениях крепости, 29-30 июня состоялся сильнейший генеральный штурм крепости гитлеровцами. Они нанесли тяжелые потери гарнизону, но отдельные группы продолжали сопротивление.

Считается, что последний день обороны крепости – 20 июля. Этим днем датирована надпись на стене: «Умираем, но не сдаемся…». Свидетели утверждали, что даже в августе были слышны в центральной цитадели звуки выстрелов и взрывов. Бои шли уже на подступах к Минску, а от бойца к бойцу передавались слухи, что где-то там, на западе, еще обороняется, не сдается, пограничная крепость.

Необходимо особо отметить, что практически каждый день на каждом участке обороны защитники крепости сражались не щадя себя, шли на самопожертвование.

Обстановка складывалась тяжелая: не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Оставшиеся в живых 18 человек вынуждены были покинуть укрепление и держать оборону в Цитадели. Рядовой А.М. Филь, писарь 84 стрелкового полка вспоминал: «Еще до войны мы знали: в случае нападения противника все подразделения, за исключением группы прикрытия, должны по боевой тревоге выйти из крепости в район сосредоточения. Но полностью выполнить этот приказ не удалось: все выходы из крепости почти сразу оказались под сильным обстрелом. Трехарочные ворота и мост через реку Мухавец были под сильным огнем. Пришлось занимать оборону внутри крепости: в казармах, в здании инженерного управления и в «Белом дворце». Мы ждали: за артиллерийским налетом пойдет вражеская пехота. И вдруг фашисты прекратили огонь. На площади Цитадели начала медленно оседать пыль от мощных взрывов, во многих казармах бушевал пожар. Сквозь дымку мы увидели большой отряд фашистов, вооруженных автоматами и пулеметами. Они двигались к зданию инженерного управления. Полковой комиссар Фомин отдал приказ: «Врукопашную!» В этом бою был взят в плен гитлеровский офицер. Ценные документы, отобранные у него, мы пытались доставить в штаб дивизии. Но дорога в Брест была отрезана. Никогда не забуду полкового комиссара Фомина. Он всегда был там, где труднее, умел поддержать боевой дух, по-отцовски заботился о раненых, детях, женщинах. В комиссаре сочетались строгая требовательность командира и чутье политработника».

 30 июня 1941 года в подвал, где размещался штаб обороны Цитадели, попала бомба. Фомин был тяжело ранен и контужен, потерял сознание и попал в плен. Немцы расстреляли его у Холмских ворот. А защитники крепости продолжали держать оборону. Старший сержант И.И.Долотов, командир взвода 22 инженерного полка рассказывал: «Фашисты ежедневно на несколько минут прекращали обстрел крепости и через мощные радиоустановки предлагали нам сдаваться в плен. Гитлеровцы кричали о своих победах. Однажды они сообщили, что взяли Минск. О том, чтобы сложить оружие, у нас не было даже и мысли…»

Тяжелыми эти дни стали и для медиков. Л.Н. Ткачева, старшая медсестра хирургического отделения госпиталя, который находился на Волынском укреплении, вспоминала: «На крыше здания, в котором я работала, был красный крест. Но немцев это не остановило: они бомбили и обстреливали госпиталь. Из пылающих зданий раненых эвакуировали в подвалы. Гитлеровские солдаты врывались в палаты и штыками закалывали больных, медицинских работников. На моих глазах убили медсестру Веру Хорецкую и бойца, которого она перевязывала».

К концу июня почти не осталось боеприпасов. Люди, истощенные голодом и жаждой, решили идти на прорыв. Группу добровольцев возглавил лейтенант Потапов. С большими потерями добрались до Буга. На другой берег перебралось только девять человек. Прикрывая группу прорыва, начальник заставы лейтенант Кижеватов остался в Цитадели и погиб в бою. Во время боевых действий женщины и дети – семьи военнослужащих – укрылись в подвалах. Перевязывали раненых, набивали патронами ленты и магазины к пулеметам и автоматам. Когда было особенно трудно – подносили боеприпасы, выносили в более безопасное место тяжелораненых. А ночью пробирались к рукавам Буга за водой. Мальчишки вместе со взрослыми отбивали атаки. Петя Васильев заменил погибшего пулеметчика на посту и стрелял по врагу, пока не получил смертельное ранение.

Валентине Ивановне Зенкиной-Сачковской, дочери старшины 333-го инженерного полка, было тогда 14 лет. Спасаясь от бомбежки, они с мамой укрылись в одном из подвалов. Там уже было много женщин и детей. Через некоторое время в подвал ворвались гитлеровцы, и все укрывшиеся попали в плен. Гитлеровский офицер приказал Вале идти в крепость и передать нашим воинам, что немецкое командование предлагает им сложить оружие. И она пошла. Добралась до казармы 333-го стрелкового полка и осталась там с нашими бойцами. Вместе с дочерью лейтенанта Кижеватова Нюрой она помогала перевязывать раненых. Девочки старались делать все, чтобы помочь старшим. Многие женщины – жены командиров, политработников, их близкие и родные, вольнонаемные, работавшие в медсанбатах и столовых – взялись за оружие. Потом стало известно, что немцы в своих донесениях сообщали, что в крепости сражается «женский батальон».

Оборона крепости доказывала безнадежность немецких планов «молниеносной войны». И, действительно, даже когда крепость была уже взята, окруженные бойцы и местное население формировали партизанские отряды, и борьба продолжалась.

Героические действия защитников Брестской крепости позволили сковать, дестабилизировать и разъединить наступавшую гитлеровскую группировку. Советские офицеры и солдаты показали непревзойденное воинское мастерство и стойкость. Девизом их подвига стала надпись, сделанная одним из оборонявшихся на кирпичной стене казармы: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Оборона Брестской крепости вписана в мировую историю как пример невероятной доблести советского народа. В Брестской крепости, ставшей символом несгибаемой стойкости и мужества советских людей, сражались воины более 30 национальностей.

 Защитникам цитадели посвящено множество исторических исследований и книг, художественных и документальных фильмов, памятников и монументов. А сама крепость единственная в мире имеет звание «Крепость-герой». Созданный здесь мемориальный комплекс ежегодно посещают более полумиллиона человек из разных стран мира.

Мария Краснова,

член ВКПБ (Нины Андреевой),

г. Горки, Могилевская обл.

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных