ВКПБ ВКПБ

18.07.2024, 23:13

Сергей Иванович Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории советской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в «Льноторге», учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в г. Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года – в рядах Красной Армии. С февраля 1931 года – инструктор Златоустовского горкома комсомола. Добрый, смелый, активный, всегда с улыбкой, Сергей имел огромный авторитет и уважение в коллективе.

В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов.

Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 года авиашколы, Грицевец стал лётчиком-истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой авиаэскадрилье в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. В 1935 году возглавил рекордный перелет шести истребителей И-16 по маршруту «Бочкарево – Спасск-Дальний» с посадкой в Хабаровске, завершив его за 3 часа 10 минут.

С 1 августа 1936 года  Грицевец учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа. Сергей Иванович надеялся, что учеба поможет в осуществлении его мечты об Испании, где уже шла гражданская война. Каждый день печатались и передавались по радио сводки о кровопролитных боях между республиканцами и мятежниками – сторонниками генерала Франко. Испанской республике не хватало оружия, танков, самолетов, не хватало командиров в войсках. Сергей уже узнал, что в Испании воюют и советские добровольцы, в том числе летчики. Многие из его сослуживцев подали рапорты с просьбой отправить их в Испанию. Был среди них и рапорт Сергея Грицевца. Закончив учебу с отличием, он остался летчиком-инструктором в местной эскадрилье высшего пилотажа. Здесь собрались настоящие асы, которым в ближайшем будущем предстояло принять участие в реальных, а не учебных боях. Вскоре Грицевца временно откомандировали в авиационную школу, где из испанцев, в основном молодых рабочих, готовили военных летчиков. Сергей с удовольствием и допоздна пропадал с ними на аэродроме, передавая им свой уже зрелый опыт и почерк.

Обстановка в небе Испании к тому времени складывалась тяжелейшая. Нашим летчикам противостояли лучшие и самые результативные немецкие пилоты легиона «Кондор». В июне 1938 года была сформирована группа советских летчиков-добровольцев, куда вошла знаменитая одесская шестерка летчиков-инструкторов из эскадрильи высшего пилотажа, где служил и Сергей Грицевец.

Всего в небе Испании он совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 (по другим данным в 24) воздушных боях сбил 30 самолётов противника (6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Со своими летчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника. В одном из боевых вылетов на И-16 в течение получаса Грицевец сбил 7 самолетов, в том числе 5 истребителей «Fiat». Его машина тоже была изрешечена, но он смог ее посадить на своем аэродроме. Бой происходил на глазах у многочисленных свидетелей, среди которых был корреспондент английской газеты «Daily News». 8 июля 1938 года газета вышла под крупным заголовком «Русский летчик Сергей Грицевец – человек изумительной храбрости, впервые за всю историю военной авиации уничтоживший в одном бою 7 самолетов!». Из этого полета он возвратился на самолете с наполовину срезанным правым крылом...

Особенно Грицевец отличился в тяжелых боях на реке Эбро, где мятежники широко использовали свои новые истребители Me-109, вооруженные пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года республиканскими летчиками было сбито над Эбро 72 вражеских самолета.

Составляя отчет о своей работе в Испании, военный советник А. П. Андреев писал: «Бывали случаи на Эбро, когда наша эскадрилья из 9 самолетов атаковала и разгоняла группу в 36 «Фиатов», когда один летчик дрался с 5 истребителями и разгонял их. Таких случаев особенно много было в эскадрилье Грицевца, которая покрыла себя славой. Ее знали и с восторгом говорили о ней друзья-испанцы. Даже немцы и итальянцы узнавали в воздухе нашу эскадрилью и старались не вступать с ней в бой. Об этом говорили и взятые в плен фашистские летчики».

22 февраля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу было присвоено звание Героя Советского Союза.  

В полной мере сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявились и в небе Халхин-Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов.

26 июня 1939 года в районе озера Буир-Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну.

В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора Вячеслава Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации.

В небе Халхин-Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника (по одним источникам – 10 лично и 2 в группе, по другим – все 12 лично). 9 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец стал дважды Героем Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени (1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).

В начале сентября 1939 г., после нападения фашистской Германии на Польшу, полк, в котором служил Сергей Грицевец, перебазировался в Витебскую область для участия в освобождении территории Западной Беларуси.

16 сентября 1939 года в Минске состоялся Военный совет Белорусского особого военного округа, где перед собравшимися выступил Маршал Советского Союза Буденный, поставивший перед командным составом округа конкретные задачи. Грицевец был назначен советником в истребительную авиабригаду, стоявшую в Болбасово под Оршей. Вечером, на своих истребителях, офицеры этой бригады вылетели в свою часть. Первым свою машину посадил майор Грицевец. Но в это время другой летчик, Петр Хара, пытаясь приземлиться, в условиях плохой видимости направил свой самолет на ту же самую взлетную полосу и на большой скорости врезался в истребитель Грицевца. В результате столкновения П.И. Хара получил серьёзные травмы, а легендарный летчик Сергей Грицевец, столько раз глядевший смерти в глаза, но всегда побеждавший в небе благодаря своему мужеству и непревзойденному мастерству, погиб от трагической случайности на земле. Похоронен Сергей Иванович Грицевец рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово (Витебская область).

Военный летчик Сергей Грицевец не поднимался в небо сорок первого. Он не дожил до того дня, когда с июньским рассветом началась самая кровопролитная и жесточайшая из войн в истории нашей страны. Но он имел самое прямое отношение к Великой Победе в сорок пятом. Такое же, как Валерий Чкалов, Анатолий Серов, Павел Рычагов, Яков Смушкевич и многие другие, кто, уйдя из жизни до сорок первого, оставался ярким примером для летчиков Великой Отечественной войны. В бесстрашии, дерзости и стойкости, в летном почерке крылатых асов этой войны угадывается характер знаменитых летчиков тридцатых годов.

Сергей Грицевец не был победной весной сорок пятого в Берлине, но на Рейхстаге была надпись с его фамилией. За лучшего советского аса расписался бывший однополчанин, подполковник Петр Хара, который всю свою жизнь корил себя за то, что случайно стал причиной смерти боевого товарища. Память о выдающемся летчике, дважды Герое Советского Союза Сергее Ивановиче Грицевце живет в сердцах белорусов, его земляков, и в сердцах других народов. В 1949 году на родине Героя в Барановичах установлен памятник, в 1951-м – в Минске, а в 1958-м его бюст установили и на месте гибели – в поселке Болбасово Оршанского района Витебской области. Имя Сергея Грицевца живет в названиях Минского аэроклуба, Межрегионального фонда по увековечению памяти героев Отечества «Победитель», Барановичской швейной фабрики, улиц в Минске, Барановичах, Орше, Санкт-Петербурге, Златоусте, Кургане, Шумихе и многих других городов и поселков. Его имя присвоено десяткам школ в Белоруссии и России. О нем написаны книги, сняты фильмы, о его подвигах говорят экскурсоводы в музеях и учителя на уроках истории.

Нынешний 2024 год трижды юбилейный для легендарного летчика: в июле исполняется 115 лет со дня его рождения и 85 лет тому назад (Указы Президиума Верховного Совета от 22 февраля и 29 августа 1939 г.) Сергей Иванович Грицевец стал первым в истории СССР дважды Героем Советского Союза.

Материал подготовила Мария Краснова,

Член ВКПБ (Нины Андреевой),

 г. Горки, Белоруссия

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных