ВКПБ ВКПБ

2025 год – год 155-летия со дня рождения В.И. Ленина и 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне


"...Он вывел нас к свету
И к солнцу из тягостной тьмы.
Вот в ЭТОМ и именно в ЭТОМ
НАСЛЕДНИКИ СТАЛИНА - МЫ!"


29.01.2025, 16:48

Социальные революции – необходимый, закономерный результат развития классовой борьбы в антагонистических формациях, когда уходит в прошлое отжившее и утверждается новый, более прогрессивный общественный строй.

Революция в России назревала в течение многих лет. Ее социально-экономическую основу составлял назревший конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями. В конце XIX – начале XX века мировой капитализм, в том числе и российский, вступил в империалистическую стадию. Но российский монополистический капитализм, вследствие непоследовательности и незавершенности буржуазных реформ 1860-1870 годов, был опутан густой сетью крепостнических пережитков, главными из которых являлись неограниченная самодержавная императорская власть и крупное помещичье землевладение, продолжавшее держать в своей зависимости формально освобожденных многих крестьян. В таких условиях и рабочий класс тоже подвергался жесточайшей эксплуатации со стороны своей и иностранной буржуазии.

Отрицательные черты экономической и политической жизни огромной страны в ещё большей степени были свойственны Белоруссии. Из-за отсутствия в белорусских недрах железной руды, нефти, каменного угля и других полезных ископаемых здесь развивались в основном предприятия легкой, перерабатывающей промышленности, основанные на местном сырье. Такая структура промышленности стала одной из причин преобладания в Белоруссии средних и мелких фабрично-заводских предприятий. На них работали белорусы (75 %), русские, украинцы, евреи, поляки, представители других национальностей. Рабочий день даже на крупных предприятиях продолжался 12-13 часов. Заработная плата не обеспечивала даже скромный прожиточный минимум рабочей семьи. Не лучшим, если не более тяжелым было положение основной массы сельского населения белорусского края. Помещикам, казне и церкви принадлежало 57,3 % пахотных земель. Магнаты Потоцкие, Сапеги, Радзивиллы и другие были владельцами сотен тысяч десятин. Сельские же труженики в большом своем числе страдали от малоземелья.  Вынужденные поэтому арендовать помещичью землю за «отработки» или за половину урожая. Одним словом, малоземелье, низкая урожайность сельскохозяйственных культур обрекали многие крестьянские семьи на бедность и хронический голод.

Огромная страна неудержимо шла к своей первой революции. За 1901-1904 гг. только в Белоруссии произошло 58 стачек и 25 демонстраций, 143 крестьянских выступления.

Однако эта революция имела свои серьезные особенности. К этому времени в России сформировался класс пролетариата, который стал самой революционной силой в стране. Поэтому буржуазия, боясь рабочих, выступала против царизма не дальше «бунта на коленях». Получилось, что революция по своим основным задачам (свержение царского самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, установление 8-часового рабочего дня) оказалась буржуазной, а по движущим силам (рабочий класс и крестьянство, которые проявляли наибольшую революционную активность) – демократической. Итак, по общему характеру первая российская революция 1905-1907 гг. явилась буржуазно-демократической.

Выступая с революционными требованиями, ни пролетариат, ни крестьянство не заинтересованы были в кровопролитии. Однако царское правительство отвечало применением вооруженной силы на требования и даже совершенно мирные просьбы трудящихся. Это вызвало ответную реакцию – пролетарии и крестьяне тоже стали выступать с оружием в руках.

Участники революции имели свои партии и организации. Наибольшим влиянием среди революционных масс пользовались Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) с ее двумя внутренними течениями большевиков и меньшевиков, партия социалистов-революционеров (эсеров), Бунд – мелкобуржуазная еврейская партия. Самые последовательные и революционные позиции занимали возглавляемые В.И. Лениным большевики, но они тогда еще не в состоянии были овладеть всеми революционными процессами.

Наступление революции ускорила русско-японская война (январь 1904 – август 1905 гг.). Царский министр Витте признавал: «Было сразу видно, что война эта крайне непопулярна, что народ ее не желает, а большинство проклинает» (Витте С.Ю. Воспоминания. – Т.2. – М., 1960. – С. 291). Поражения сухопутных войск, особенно под Мукденом, уничтожение балтийской эскадры в бою у острова Цусима, предательская сдача генералами Стесселем, Фоком и другими изменниками японцам крепости Порт-Артур означали поражение России в войне и наглядно показали разложение и гнилость самодержавия, вызвали кризис правительственной власти. «Самодержавная Россия с ее феодальными порядками, с ее глубочайшими язвами деспотического строя не выдержала экзамена на поле брани. Она слишком для этого одряхлела, – писал участник Цусимского морского сражения, будущий писатель А.С. Новиков-Прибой. – Кто виноват в нашем поражении? Виновата вся государственная система. Ведь Цусима для нас оказалась не только в Корейском проливе. Нет, ее в достаточной степени испытали и на сухопутных фронтах. Может быть, не так ярко, но Цусима проявлялась и на железных дорогах, и на заводах, и в кораблестроении, и в области просвещения, и во всей нашей придавленной и бестолковой жизни… Япония открыла глаза на действительность даже самим малограмотным людям» (Новиков-Прибой А.С. Цусима. – М., 1977. – С. 688). По Портсмутскому миру 23.8. (5.9.) 1905 г. Россия потеряла Порт-Артур, Южный Сахалин и отказалась от своих интересов в Корее и Маньчжурии.

Революция началась с «кровавого воскресенья» 9(22) января 1905 г., когда царское правительство расстреляло мирное шествие 140 тыс. петербургских рабочих, направлявшихся к царю для вручения петиции о нуждах народа. Число убитых и раненых составило около 4600 человек. Возмущение и негодование по этому поводу охватили весь рабочий класс, всю страну.

Ленин в работе «Начало революции в России» писал, что рабочий класс получил 9 января великий урок гражданской войны. Революционное воспитание пролетариата за один день так шагнуло вперед, как не могло бы шагнуть в месяцы и годы серой, будничной, забитой жизни. «Лозунг геройского петербургского пролетариата «смерть или свобода!» эхом перекатывается теперь по всей России» (Ленин В.И. ПСС. Т. 9. – С. 202).

Число стачечников в январе достигло громадной цифры: 440 тысяч – больше, чем за все предыдущее десятилетие. В январе 1905 г. произошли неоднократные политические выступления более чем в 20 городах и местечках Белоруссии. Во многих местах забастовки и демонстрации сопровождались кровавыми столкновениями с войсками и полицией. Власти чинили над трудящимися жестокую расправу. Например, арестованных во время всеобщей забастовки в Могилеве «пропускали сквозь строй, били кулаками, саблями, топтали ногами, таскали за волосы» (Майзель Л.Н. 1905-1907 гг. на Беларусi. – Мн., 1934. – С. 16). Митингами, манифестациями и другими революционными выступлениями был отмечен в Белоруссии Международный день солидарности трудящихся 1 Мая. Когда полиция в Орше пыталась разогнать демонстрантов, то встретила вооруженный отпор. Через три дня демонстрация повторилась. Рабочие Белоруссии, как и всей страны, явочным порядком осуществляли демократические свободы, издавали рабочие газеты, сокращали время работы на предприятиях до 9-10 часов, добивались повышения заработной платы, улучшения медицинского обслуживания и т.д.

Вслед за городом стала подниматься деревня. Повсюду раздавались требования передачи народу земель громадных дворянских поместий. Толпы крестьян, вооружившихся вилами, топорами, кольями, камнями, а иногда и ружьями, шли против помещиков, жгли и громили имения, захватывая хлеб, скот. В ряде мест, в том числе в Белоруссии, крестьяне прибегали к массовой порубке леса. Царское правительство посылало солдат и казаков для подавления крестьянских восстаний. Войска расстреливали крестьян, арестовывали «зачинщиков», их пороли и истязали. Но крестьяне не прекращали борьбы.

Жители деревни Кишицы Черневской волости Чаусского уезда с апреля пасли скот на помещичьем лугу. 17 июня сюда были вызваны большой отряд полицейских и рота солдат. Тогда на луг явились все крестьяне во главе с сельским старостой В. Константиновым. Попытка конной полиции оттеснить и разогнать толпу оказалась неудачной: полиция была встречена кольями и камнями. На крестьян двинулась пешая полиция. И когда между ними началась рукопашная схватка, ротным командиром, штабс-капитаном Прилежаевым был отдан приказ стрелять. После нескольких залпов толпа рассеялась, оставив на месте 8 убитых и 15 раненых. 15 крестьян были отданы под суд. (Майзель Л.Н. 1905-1907 гг. на Беларусi, С. 94; Шабуня К.И. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Белоруссии в революции 1905-1907 гг. – Мн., 1962. – С. 213). Подобные формы борьбы имели место и в других сельских населенных пунктах Белоруссии.

Острой формой классовой борьбы против помещиков были массовые забастовки крестьян-поденщиков и батраков. Останавливались не только работы по найму, но не выполнялись отработки, луга и поля помещиков стояли неубранными. Всеобщей крестьянской забастовкой в конце июня 1905 г. охвачены были Гродненская, Волковыская, Мозырская, Слуцкая и другие волости.

В развитии революционных событий огромное значение имела всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. В ней участвовало не менее 1 млн 750 тыс. только фабрично-заводских и железнодорожных рабочих и служащих. Жизнь страны была парализована. Закрылось большинство учреждений. К движению примкнули мелкие чиновники и демократическая интеллигенция. Аудитории университетов превратились в места массовых революционных митингов. Во многих местах назревало восстание. В воинских частях углублялись революционные настроения. В разгар всероссийской стачки 17 октября Николай II подписал манифест о «даровании» политических свобод и о созыве законодательной Думы. Царский манифест был обманом народных масс, маневром, рассчитанным на выигрыш времени и разгром революции. В воззвании «К русскому народу» ЦК РСДРП заявлял, что народу нужны не бумажные обещания, а действительно надежные гарантии. «Эти гарантии необходимо завоевать, их нет, – борьба должна продолжаться!» (Революция 1905-1907 гг. в России. Документы и материалы. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. Ч. 1. – М. – Л., 1955. – С. 197).

Действительно, сразу же после опубликования манифеста контрреволюция перешла в наступление, устраивая во многих городах кровавые погромы, убивая выдающихся руководителей народной борьбы. В течение нескольких недель после издания манифеста погромщиками было убито до 4 тысяч человек и более 10 тысяч ранено и изувечено. Массовые расстрелы и избиения манифестантов, черносотенные погромы, провокации охватили Белоруссию. Своего рода новое «кровавое воскресенье» произошло 18 октября в Минске. В этот день здесь был получен текст царского манифеста. На привокзальной площади состоялся 15-тысячный митинг. По требованию участников были освобождены политические заключенные. Масса народа с воодушевлением приветствовала их, радовалась своей небольшой победе. Митинг трудящихся заканчивался, люди начали расходиться… И тут произошло то ужасное, что вошло в историю под названием «курловского расстрела»: в безоружную, мирную толпу без всякого предупреждения был открыт непрерывный огонь. Он продолжался 8-10 минут. Людей убивали даже на далеком расстоянии от места митинга. Было убито 80 и ранено до 300 человек, много детей и женщин (Майзель Л.Н. 1905-1907 гг. на Беларусi. – С. 156, 157). (Это чудовищное злодеяние было совершено по приказу губернатора П.Р. Курлова).

Кровавые расправы с участниками революции произошли в Витебске, Полоцке, Сморгони; еврейские погромы – в Речице, Орше, Гомеле.

Задачи революции требовали организации боевых революционных отрядов как для защиты от погромных действий царизма, так и для подготовки и проведения вооруженного восстания. В октябрьские дни в многих промышленных центрах, на железнодорожных узлах Белоруссии рабочие создавали такие отряды. В Витебске и Полоцке была организована народная милиция. Нередко вооруженные дружины использовались для охраны митингов и демонстраций, против погромных действий черносотенцев.

Во время декабрьских вооруженных восстаний 1905 г. (в Москве, Перми, Новороссийске, Ростове, Чите, Красноярске, Севастополе, Сормове…) пролетарии Белоруссии захватывали железнодорожные станции, телеграф, почту, отстраняли царскую администрацию; нападали на оружейные магазины и забирали ружья; в железнодорожных мастерских изготовляли холодное оружие, создавали, укрепляли боевые вооруженные дружины; в воинских частях проводили агитацию за присоединение солдат к революции и за передачу оружия рабочим; повсеместно задерживали воинские эшелоны, направляемые в Москву, и оказывали этим помощь сражавшемуся на баррикадах московскому пролетариату. Такие выступления произошли в Гомеле, Минске, Борисове, Лунинце, Пинске.

Поднялась новая волна крестьянского движения. В октябре по всей Белоруссии отмечено 54 выступления крестьян, в ноябре – 154. В декабре под влиянием вооруженного восстания в Москве крестьянское движение здесь достигло своей высшей точки – произошло 286 выступлений. С 26 декабря 1905 г. по 10 января 1906 г. в уездах Могилевской губернии было целиком разгромлено 18 имений и частично – 9. На подавление восставших крестьян сюда были направлены карательные отряды во главе с губернатором фон Гагманом.

Важной вехой и неотъемлемой частью первой русской революции стали восстания и волнения в армии, прежде всего крупные восстания военных моряков в июне на броненосце «Потемкин», в октябре – в Кронштадте, в ноябре – в Севастополе. Революционные выступления солдат произошли в Киевском и Туркестанском военных округах, в гарнизоне Иркутска, в частях Маньчжурской армии на Дальнем Востоке. Осенью 1905 г. имели место революционные волнения, демонстрации и митинги солдат в Минске, Витебске, Могилеве, Гродно, Бобруйске и других белорусских городах. Особенно резонансным было волнение солдат дисциплинарного батальона в Бобруйске в ноябре 1905 г. В батальоне числилось 900 человек, из них 300 матросов Балтийского флота, отбывавших здесь наказание за революционную деятельность. Они-то играли в событиях заглавную роль. Восставшие предъявили ультиматум командиру, потребовали освободить их из дисциплинарного батальона и отменить телесные наказания. Бунтовщики не выполнили приказ командира о сдаче оружия и разогнали офицерский состав. Восстание продолжалось три дня. Руководящим ядром повстанцев являлись матросы Иван Якушев, Николай Петров, Леонид Гуревич, Сергей Белоусов. Восставшим сочувствовали солдаты Клязьминского и Кремлевского пехотных полков. Однако командование сумело окружить бунтующих вызванными из Минска карателями и под угрозой артиллерийского обстрела заставило сдаться. Восставших разоружили и арестовали. 100 человек было отдано под суд, 12 из них приговорены к смертной казни (Липинский Л.П., Лукьянов Е.П. Крестьянское и солдатское движение в Белоруссии (1900-1907 гг.). – Мн., 1968. – С. 140, 141).

Декабрьское вооруженное восстание в Москве вызвало новую волну революционного брожения в армии. Наиболее крупное выступление солдат в декабре 1905 г. произошло в Барановичах. Здесь к революционным выступлениям рабочих присоединились военнослужащие местной железнодорожной бригады. Рабочие и солдаты организовывали совместные митинги и собрания, устраняли реакционное железнодорожное и воинское начальство. Отсюда 9 декабря ушла телеграмма следующего содержания: «Московский и Петербургский железнодорожные узлы бастуют. В Москве, Петербурге и Харькове сильное освободительное движение, присоединяются все войска. Товарищи! Близок час освобождения от произвола… Не останемся безучастными в этом великом моменте. Барановичский комитет» (Воранава А.І. Рабочы рух у Беларусi напярэдаднi i ў перыяд рэвалюцыі 1905-1907 гг. Мн., 1960. – С. 203).

Для подавления революционных выступлений рабочих и солдат в Барановичи 12 декабря из Вильно прибыли команда пограничных войск и карательный отряд в составе батальона. Среди мятежных солдат и рабочих были произведены массовые аресты. Тем не менее 16 декабря солдаты устроили сходку, на которой решили убить бригадного генерала Артемьева. Чтобы подавить восстание, командование расформировало эту бригаду, насчитывавшую около тысячи революционно настроенных вооруженных солдат.

Декабрьские вооруженные восстания были высшей точкой развития революции. После их поражения революционная волна отхлынула, и царское правительство перешло в наступление на революцию. К началу 1906 г. большинство районов страны было объявлено на военном положении. На подавление революции было брошено 1000 эскадронов кавалерии, 800 батальонов пехоты, 25 артиллерийских батарей.

И все же сломить сопротивление народа карателям удалось не скоро. В Белоруссии в январе 1906 г. начались многочисленные политические стачки в память годовщины «кровавого воскресенья». Политические стачки в 40 городах и местечках состоялись 1 мая (18 апреля ст. ст.) в честь международного пролетарского праздника. Антиправительственными выступлениями отмечен и в 1907 г. день Первомая в Витебске, Гомеле, Минске, Сморгони, Бобруйске, Лиде, Пинске, Орше, Рогачеве, Речице и многих местечках (Майзель Л.Н. 1905-1907 гг на Беларусі, с. 381, 382).

Спад рабочего движения после поражения декабрьского вооруженного восстания в Москве, а также жестокие репрессии царизма, особенно усилившиеся после декабря 1905 г., обусловили значительное ослабление крестьянского движения в Белоруссии в зимние и весенние месяцы 1906 г. Но летом 1906 г. оно вновь стало расти. За три месяца (июнь-август) в белорусских губерниях произошло более 200 выступлений.

Напряженное положение летом сложилось в Пружанском уезде. Для подавления крестьянских волнений размещенных в уезде двух эскадронов кавалерии и двух рот пехоты оказалось недостаточно (движение охватило 11 волостей), в связи с чем полицейский начальник просил прислать им в помощь еще эскадрон кавалерии и две роты пехоты. Гродненский губернатор в ноябре 1906 г. докладывал генерал-губернатору, что в Пружанском уезде, «несмотря на присутствие военной силы и значительное число арестов (зачинщиков и агитаторов 50 человек), мирное течение жизни не восстановлено вплоть до последнего времени» (Документы и материалы по истории Белоруссии, – Т. 3. – Мн., 1953. – С. 570). По распоряжению министра внутренних дел в Пружанском и Кобринском уездах в декабре 1906 г. был продлен срок усиленной охраны еще на один год и дополнительно посланы войска.

В марте-мае 1907 г. крестьянские выступления происходили лишь в отдельных деревнях, что облегчало властям подавлять эти выступления. С июля 1907 г. крестьянское движение под влиянием репрессий и общего спада революции прекратилось. В середине 1907 г. царизму удалось, наконец, овладеть положением и подавить революцию.

Революция потерпела поражение, потому что слишком еще слабым был союз рабочего класса и крестьянства, потому что сам пролетариат был весьма слабо организован и политически разобщен, и потому что преобладающая часть вооруженных сил осталась верна самодержавию, которое к тому же опиралось на материальную помощь европейской буржуазии.

Несмотря на поражение, первая русская революция крепко сплотила трудящихся Белоруссии с демократическими силами всей России, дала им возможность накопить опыт для совместной борьбы против эксплуататоров в феврале и октябре 1917 г.

 Жарков Михаил Георгиевич,

кандидат исторических наук,

доцент

13.01.2025

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных